НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.
You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.
Тип проекта: для школьников
Классы: 3 класс
Разделы: Русский язык
Преподаватель: Осетинская Ольга Владимировна — учитель начальных классов
Образовательное учреждение: ГБОУ начальная школа- детский сад № 624 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
Добавлено: четверг, 15.08.2013
Описание:
Методические рекомендации к проекту НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
Автор проекта: Осетинская Ольга Владимировна, учитель начальных классов ГОУ начальная школа-детский сад № 624 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Русский язык, 3 класс
Тема урока: Непроизносимые согласные.
Цели:
Формировать умение писать слова с непроизносимой согласной.
Познакомить с правилом проверки таких слов.
Уточнить и расширить представления о праздниках.
Страница 1. Введение в тему.
1. Угадай по определению. Вытягивают и читают.
ПРАЗДНИК. Произнесите слово, что заметили? Как слово написано? О какой орфограмме будем говорить на уроке?
Страница 2. Значение слова.
Значение слова: буквально: день, не занятый делами.
Сейчас слово употребляется в нескольких значениях. Прочитайте, приведите примеры.
1. Тожественное, радостное событие: (день рождения).
2. Официально отмечающийся торжественный день, связанный с годовщиной события или церковными праздниками: (День Победы, Рождество).
3. Увеселительное или развлекательное мероприятие: (детский праздник).
Подбор однокоренных слов и объяснение их значения.
Праздничный, праздновать, праздный.
Страница3. Подобрать подходящие прилагательные к слову праздник. Обсуждение выбора.
Гру(сн)ый, интере(сн)ый, че(сн)ый, сча(сл)ивый, чуде(сн)ый, звё(зн)ый, зави(сл)ивый.
Какие сочетания звуков заставляют задуматься о написании слова.
Страницы 4-5. Выход на правило.
Вас подружить согласны мы
С особыми согласными -
Почти совсем бессильными
И не - про - из - но - си - мы - ми!
Нельзя совсем прочесть их вслух -
Они бесплотны, словно дух!
Может, живут здесь тысячу лет?
Может, их просто-напросто нет?
Тайна - не тайна, секрет - не секрет,
Призрак - не призрак. Где же ответ?
Мы догадались! Знаем! Ах!
Поищем в родственных словах!
МЕСТНЫЙ - МЕСТО.
Всё ИЗВЕСТНО!
Мы приносим детям ВЕСТЬ:
Есть ответ: согласный есть!
- Это ЯСНО?
- Вывод ЯСЕН!
- Ну, ПРЕКРАСНО
Мир ПРЕКРАСЕН!
Есть ответ - согласной нет!
Попробуйте сами сформулировать правило проверки слов с опасными сочетаниями звуков. ( ответы детей)
Страница 6. Правило. Проверим ваши предположения. Читаем правило.
В корнях некоторых слов звуки
(в), (д), (л), (т) не произносятся,
а буквы в, д, л, т пишутся:
чувство, праздник, окрестности.
Чтобы проверить слово
с непроизносимым звуком,
нужно подобрать однокоренное слово,
в котором этот звук произносится:
сердечко - сердце
или не произносится:
вкусен - вкусный
Страница 7. Практическая работа. Как правильно написать слова, которые вы выбрали для слова ПРАЗДНИК. Ученики работают у доски.
Страница 8. Зимние праздники. (Названия спрятаны). Назовите зимние праздники. Открыть подписи. Какие из них международные, а какие исконно русские? Напишите предложение про любой праздник, найдите слово с непроизносимой согласной и объясните написание.
Страница 10. Рождество. Скоро Новый год и Рождество. Какие чувства вызывают у тебя эти праздники? Прочитайте текст. Спишите. Найдите слова, которые надо проверить.
Найти опасные слова, проверить.
Снег ровным ковром ложится
на землю. Морозная звёздная ночь...
Скоро наступит чудесный праздник Рождества...
Рождество - прекрасное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда.
Страница 11. Скоро Новый год. Вы будете поздралять родных, близких и знакомых.
Давайте поучимся составлять поздравление.
Здравствуй, дорогой друг!
Поздравляю тебя с праздником Нового года!
Пусть солнце светит ярко, сердце бьётся радостно!
Счастливого Нового года!
Твои друзья.
Какие слова ты проверишь? Как?
Страница 13. Итог урока: Какие сочетания звуков в словах требуют проверки?
Как их проверить?
Солнце, сердце и словарные слова будут спрятаны.
Что было интересно? О чём ты узнал?