Мягкий знак после шипящих
Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.
You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.
Тип проекта: для школьников
Классы: 5 класс, 6 класс, 7 класс, 8 класс
Разделы: Русский язык
Преподаватель: Васильева Светлана Валерьевна — учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение: ГОУ СПО Педагогический колледж № 2 СПб
Добавлено: суббота, 17.08.2013
Описание:
Описание проекта еще не добавлено
Мягкий знак после шипящих на конце слова
Поскольку эту тему начинают изучать ещё в начальной школе, в средней школе она хотя бы отчасти является повторением, однако этот проект предполагает, что все необходимые знания дети уже получили и теперь повторяют эту тему целиком, либо в конце года (не ранее шестого класса), либо в начале (не ранее седьмого), но по желанию учителя можно использовать отдельные страницы проекта на разных стадиях изучения темы (вернее, тем).
На втором слайде проекта набраны названия самостоятельных частей речи, на тех, которые предполагают наличие указанной орфограммы, сделаны гиперпересылки на нужные страницы проекта; за картинкой с вопросительным знаком «прячутся» слова с указанной орфограммой, просим ученика выйти к доске, вытащить слова и расположить их под названиями частей речи, затем вставить пропущенные буквы, все вместе вспоминаем правила, изученные ранее, касающиеся этих частей речи, затем переходим к третьему слайду (воспользовавшись гиперссылкой или просто нажав переход на следующую страницу).
На третьем слайде мы видим «Витязя на распутье», изображение кажется мне более чем уместным, поскольку, когда речь идет о существительном и глаголе, мы действительно встречаемся с тремя случаями форм, когда на конце слова может быть шипящая, детям проще запомнить, что случаев три, глядя на картину; можно акцентировать их внимание на том, что перед витязем тоже три дороги. Сначала вспомним, что нужно знать о существительном, чтобы сделать выбор. Дети всегда называют род, но мне кажется, что эта информация избыточна: достаточно определить склонение слова (именно поэтому за шторками мы увидим первое, второе и третье склонение). Все слова «спрятаны» за картиной с витязем, их нужно вытащить и распределить на прямоугольники. Есть несколько слов, которые могут быть плохо знакомы школьникам, на этот случай есть картинки с определениями, которые лежат слева внизу: тянем за вопросительный знак и вытаскиваем на экран картинку и слово с объяснением его значения.
На следующем (четвертом) слайде даны другие изображения к тем же самым словам, можно попросить ученика запустить вертушку в центре слайда и быстро вспомнить слово, которое имеется в виду (оно на всякий случай спрятано за картинкой), и придумать предложение с ним. Если картинка уже вышла (слово названо предыдущими учениками) — берем следующую по часовой стрелке.
На пятом слайде набраны имена существительные, ученик (ученики) вставляют мягкий знак, куда нужно, указывая в скобках склонение каждого слова. Далее можно идти к следующему слайду или, воспользовавшись гиперссылкой, вернуться ко второму.
На шестом слайде мы снова видим витязя: на этот раз речь идёт о глаголе, вспоминаем, в каких трех формах глагола встречается изученная орфограмма, открываем шторки, распределяем слова, спрятанные за витязем на три прямоугольника. Затем открываем шторку внизу слева, обсуждаем ответ на вопрос, открываем шторку внизу справа.
На седьмом слайде нужно поставить глаголы, указанные на карточках с номерами (вытягиваем их на слайд за зеленые треугольники с номерами) в нужную форму (она тоже указана на карточке) и вписываем в клетки ответы. Здесь важны две вещи: правильное образование нужной формы (не превращаем глагол совершенного вида в глагол несовершенного, а возвратный — в невозвратный!!!) и зрительное восприятие того, что в глаголах всегда будет мягкий знак, в том числе в возвратных перед возвратным суффиксом. Вписывать слова можно «пером».
На восьмом слайде набраны пословицы и поговорки, куда нужно вставить указанные в скобках глаголы в форме второго лица единственного числа. Глаголы в скобках можно выкинуть в корзину, после чего набрать или написать их в нужной форме (снова следим за правильным образованием формы глагола — дети часто делают ошибки, меняя спряжения однокоренных глаголов или их вид).
Девятый слайд позволяет потренироваться в использовании правил, касающихся существительного и глагола, не забываем комментировать свой выбор. С этого слайда можно снова вернуться на второй, воспользовавшись гиперссылкой, или перейти на десятый.
Десятый слайд направлен на отработку навыка образования кратких прилагательных мужского рода с основой на шипящий. Потянув за зеленую стрелку, вытянем на поле подсказку. Можно составить несколько предложений с этими прилагательными или вспомнить пословицы и поговорки с ними. Закончив работу, можем вернуться ко второму слайду (гиперссылка) или перейти к одиннадцатому.
Одиннадцатый слайд предлагает ученикам подобрать наречия к глаголам (здесь могут быть варианты, например, к слову «мчаться» можно подобрать «вскачь» или «прочь»), просим вставить мягкий знак, куда нужно, подсказка вытягивается на поле в случае необходимости за зеленую стрелку.
Двенадцатый и тринадцатый слайды дают возможность использовать все полученные на уроке знания (и не только их — на тринадцатом слайде есть и ошибки, которые касаются других правил, даже одна пунктуационная).
Как всегда, важно решить, что из записей на доске должно появиться в тетрадях учеников.
Загрузить: