Чтение слов из букв с недописанными элементами. Осень. Урожай
Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.
You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.
Тип проекта: для школьников
Классы: 3 класс, 4 класс
Разделы: Русский язык, Коррекционная педагогика (логопедия), Коррекционная педагогика (для детей с ограниченными возможностями)
Преподаватель: Божедомова Наталия Юрьевна — учитель-дефектолог
Образовательное учреждение: ГОУ СКШ №7
Добавлено: пятница, 16.08.2013
Описание:
1 ЛИСТ
Конспект группового коррекционно-развивающего занятия по совершенствованию навыка чтения у учащихся с ОВЗ 3-4 классов.
ТЕМА: ЧТЕНИЕ СЛОВ ИЗ БУКВ С НЕДОПИСАННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ.
Лексическая тема: Осень. Урожай.
Цель: научить распознавать буквы с недописанными элементами, читать слоги и слова из букв с недописанными элементами. (ЭТОТ ВИД ЧТЕНИЯ РАЗВИВАЕТ И СОВЕРШЕНСТВУЕТ ВТОРИЧНУЮ ЗОНУ ЗАТЫЛОЧНОЙ КОРЫ ЛЕВОГО ПОЛУШАРИЯ, НОРМАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ВОСПРИЯТИЯ ВЕРБАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА).
Задачи:
- закрепление в памяти целостных образов букв и их сочетаний;
- развитие словесно-логической памяти;
- развитие зрительного внимания;
- развитие познавательной активности;
- развитие зрительного восприятия;
- развитие умения классифицировать слова по группам.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Организационно-подготовительная часть занятия.
- Работа в тетрадях.
- Откройте тетради. Запишите, какое сегодня число. Под числом нарисуйте две геометрические фигуры: квадрат и круг. Тетради закрыли.
2 лист
- Игра «Поиск клада».
- пройти по лабиринту, использую ключ, найти клад, потянув за рыжий кленовый листок.
- ученики находят сундук, нажимают на него, действие переходит на другой лист.
3 лист
Задание: прослушать загадку, отгадать (ЗАМОК), потянуть за отгадку.
ЗАГАДКА.
Чёрненькая собачка,
Свернувшись, лежит:
Не лает, не кусает,
А в сундук не пускает.
Комментарии: сундук открывается с переходом на другой лист.
4 лист
Комментарии: в сундуке лежит древний папирус, на котором что-то написано.
- (греч. πάπυρος), или Би́блиос — писчий материал, в древности использовавшийся в Египте и других странах. Для изготовления папируса использовалось одноимённое водно-болотное растение (Cyperus papyrus), принадлежащее к семейству Осоковые. В древности дикорастущий папирус был распространён в дельте Нила, ныне же он почти вывелся.
- Какие буквы странные,
Совсем как иностранные!
- Это древний папирус, на котором, что-то написано. Со временем папирус обветшал, написанные слова частично стёрлись. Мы должны попробовать прочитать эти странные письмена. Я научу вас этому! Согласны?
- - переход на 5 лист.
- - переход на 19 лист.
5 лист
- Основная часть занятия.
- Восстановить каждую букву в алфавите.
- узнать букву, назвать, ПОДСТАВИТЬ элемент, проверить, нажав на звёздочку.
6 лист
Задание: узнать букву, назвать, ДОПИСАТЬ элемент, проверить, нажав на звёздочку.
7 лист
- узнать букву, назвать, ДОПИСАТЬ элемент, проверить, нажав на звёздочку.
С помощью чего вы восстанавливали буквы?
Сколько элементов не хватало в каждой букве?
8 лист
- Зрительная гимнастика «Стрельба глазами».
Задание: поставить локти на стол, зафиксировать подбородок ладонями и «стрелять» глазами, в направлении, которое показывают стрелки в столбиках.
9 лист
Чтение слоговой таблицы.
- Перед вами дом, в котором живут слоги, но они решили с Вами поиграть. Буквы, из которых составляют слоги, спрятали некоторые свои элементы. Узнайте буквы. Догадайтесь, какие слоги живут в домике.
- На первом этаже живут слоги, которые начинаются с согласного звука, который мы обозначаем буквой … (Д).
- На втором этаже слоги начинаются с буквы …(Г)
- С какой буквы начинаются слоги, которые живут на 3 и 4 этажах.
- В первом подъезде живут слоги, заканчивающиеся на гласный звук, который мы обозначаем буквой …. (А).
- Во втором подъезде слоги заканчиваются на букву …. (О).
- На какие буквы будут заканчиваться слоги в 3, 4 и 5 подъездах?
Задание: узнать буквы, составить из них слоги, проверить, нажимая на пузыри.
- читать слоги в домике на выдохе.
10 лист
- Чтение слов, буквы в которых с недописанными элементами.
Задание: написать печатными буквами названия предметов, которые изображены на картине, но так, чтобы в каждой букве не хватало по одному элементу.
11 лист
- Лото «Времена года».
- Как можно назвать слова, которые написаны синим цветом?
- Как можно назвать слова, которые написаны зелёным цветом?
- прочитать слова в таблице, прочитать слова на карточках, наложить карточки на таблицу так, чтобы слова совпали.
- Какое сейчас время года? (Осень)
- Какой сейчас месяц? Какой следующий? Предыдущий?
Беседа об осени.
12 лист
- Игра «Муха».
- В дом к нашим слогам через окно залетела муха. Так как сейчас осень, муха сонная, медлительная, невнимательная. Давайте поможем ей выбраться из дома через дверь. Для этого мы повернули домик так, чтобы были видны номера квартир. Сейчас наша муха находится в квартире №8.
Окно
![]() |
Ученики глазами следят за движением «мухи».
- 1 клетка - вверх, 2 клетки - вправо, 3 клетки - вниз. В какой квартире муха? (20)
- 2 клетки – влево, 1 клетка – вверх, 2 клетки – влево. В какой квартире муха? (11).
- 1 клетка – вниз, 1 клетка – влево.
- Улетела муха! Жители домика нам очень благодарны.
13 лист
Составление словосочетаний из слов, буквы в которых деформированы.
- Сейчас мы с вами представим, что очутились в огороде. Осенью в огороде собирают урожай. Сейчас вы прочитаете, что выросло у нас.
Задание: прочитать слова, найти лишние и убрать их под картинку. Объяснить почему?
14 лист
- Начался листопад и наши слова засыпало листьями.
- прочитать слова в столбиках, составить словосочетания.
Комментарии: слова прочитываются, а за тем выводятся из-за листьев, к каждому слову из первого столбика подбирается слово из второго столбика, так чтобы получились словосочетания.
-Какие ещё вы знаете овощи?
- Физ-минутка.
-
Мы капусту рубим, рубим (рубящие движения рёбрами ладоней)
Мы морковку трём, трём (трущие движения костяшками пальцев)
Мы капусту солим, солим (точечные прикосновения пальцами)
Мы морковку жмём, жмём (прожимание мышц пальцами)
Овощной сок пьём, пьём .
15 лист
Выделение слов из слова.
- На соседнем огороде выросли необычные овощи. Помогите соседям разобраться в них.
- найти два слова в одном, проверить, найти лишнее слово, к словам подобрать соответствующие картинки.
Как вы думаете, готовы мы прочитать старинный папирус?
16 лист
Задание: прочитать старинный папирус.
- Беседа о русской народной мудрости.
Работа с пословицей.
- Что вы прочитали?
- Как называются такие предложения?
- Почему так говорят?
17 лист
- Заключительная часть. Подведение итогов.
- Читаем на время. Результаты записываем в тетрадь, для этого мы в начале урока нарисовали квадрат.
- Какой вид чтения мы сегодня использовали?
-Какие задания выполняли?
-Кому мы сегодня помогали?
- Наше занятие заканчивается. Давайте и мы на нашем огороде соберём урожай моркови.
- узнать и назвать все буквы. Проверить, собрав морковь в лукошко. Морковь разложить так, чтобы получилось слово.
М О Л О Д Ц Ы !
18 лист
- В начале урока мы нарисовали круг, нарисуйте в нём своё настроение, объясните, почему оно такое.
19 лист
Заключительный лист.
Ученикам раздаётся свежая морковь нового урожая с ботвой!
Вкусно и полезно!
Спасибо! До свидания!
ИКТ
- Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2000.
- Заика Е.В. Упражнения для формирования навыка чтения у младших школьников// Вопросы психологии. – 1995.-№6.
- Козырева Л.М. Как образуются слова. М.,2000.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. СПб., 1997.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушения чтения и письма у младших школьников. СПб., 2001.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. Спб., 1995.
- По следам семинара: «Приёмы работы по коррекции дислексии у младших школьников» (из опыта работы) Учебно практическое пособие. Авторы – составители: Божедомова Н.Ю., Козырева Л.Ю., Седова Н.Г. и т.д.СПб. 2005
- Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. М., 1997.