Анализ литературного текста (стихотворение С.Я. Маршака Ландыш)
Для просмотра загруженных проектов необходимо установить программное обеспечение mimio® Studio. Все материалы к проектам упакованы в архивы формата .rar, после загрузки их требуется распаковать, например, с помощью программы WinRAR.
You have to install mimio® Studio software to be able to view the projects. All additional materials to the projects are archived using WinRAR.
Тип проекта: для школьников
Классы: 5 класс
Разделы: Русский язык, Чтение / Литература
Преподаватель: Ромочкина Елена Витальевна — учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение: МОУ
Добавлено: суббота, 17.08.2013
Описание:
Урок литературы в V классе.
Изучение лирики.
С. Я. Маршак «Ландыш»
Данный проект показывает приемы работы с лирическим стихотворением. Ставится задача систематического и целенаправленного формирования у школьников навыков анализа художественного текста и его фрагментов, способности оценить эстетическую ценность языка, объяснить истоки его образности и выразительности.
Начало урока
Запись темы урока. Беседа.
Что вы знаете о ландыше? Каким вы представляете себе этот цветок? Напишите несколько словосочетаний или предложений о ландыше, постарайтесь описать его по вашим воспоминаниям или представлениям.
Лист №1. Титульный
С. Я. Маршак написал прекрасные стихи о ландыше. Мы прочитаем их позже. Сейчас попробуем создать свой образ ландыша, помогут нам в этом иллюстрации, представленные на экране.
Лист №2. Ландыш.
Беседа.
Вспомним, что такое эпитет.
Предлагаем детям придумать эпитеты, с помощью которых можно описать ландыш, его цвет, запах. Придумаем также эпитеты, которые отражают наше отношение к этому цветку. Запишем эпитеты в тетрадь.
Подбираем эпитеты.
С помощью mimio мы можем передвигать предметы на экране. Сначала опустим вниз слово «ландыш» и откроем задание «Подбираем эпитеты». Затем, открыв слова: «запах, «цвет»», «впечатления» − попросим детей распределить записанные эпитеты по смысловым группам. Опустив вниз изображения, откроем ряд слов, с которыми детям предстоит работать. В данном случае учитель применяет прием провокации. Слова в столбиках «перепутаны». Детям предлагается распределить их в соответствии со значением.
А теперь дополним получившийся ряд новыми словами-эпитетами.
Записав ряды эпитетов, можем переходить к следующему этапу работы.
Лист №3. Вставьте пропущенные существительные
Прием в данном случае тот же — перемещаем предметы. Но теперь за картинкой скрывается подсказка. Прежде чем обратиться к ней, зададим детям вопросы (учитель может сам выстроить беседу с детьми в зависимости от подготовленности класса и интересов детей). Вопросы могут быть такими:
Где растет ландыш?
В какое время года он появляется в лесу?
Что за время — весна? Время увядания, пробуждения, сна, расцвета природы?
От чего могут дрожать веточки ландыша?
Таким образом, мы вместе с детьми восстановили первую строфу стихотворения
С. Я. Маршака. А это уже их первое открытие на этом уроке!
Лист №4. Работа по тексту стихотворения. Беседа
На экране — и строчки стихотворения, и вопросы.
Лист №5, 6. Сочините четверостишие по заданным рифмам.
Вставьте пропущенные эпитеты и метафоры
Работаем аналогично листу №3. Подсказка — за картинкой.
В данном случае учитель выстраивает беседу в зависимости от особенностей класса.
Лист №7. С. Маршак «Ландыш»
Пришла пора прочитать все стихотворение. Первый раз это должен сделать учитель.
Для детей текст необходимо подготовить заранее.
Беседа. Вопросы могут быть следующими:
Какие слова оказались непонятными?
В нижнем углу листа есть значок ***. Это гиперссылка, по которой мы можем попасть на лист № 10, где находится словарь к стихотворению. Поработав со словарем, по гиперссылке * возвращаемся на лист №7.
Что особенно понравилось в стихотворении?
Что увидели? Почувствовали?
Что можно сказать о лесе, в котором растет ландыш?
Хорошо, если ученики сами могут сказать, что лес в стихотворении С. Я. Маршака «живой». Останется только найти в тексте слова, подтверждающие нашу догадку. Если этого не произошло, продолжаем беседу.
Найдите в стихотворении глаголы, которые говорят о том, что природа находится в действии.
Возможно, дети еще не знают, что такое олицетворение, беседу можно вести, не употребляя термина.
На экране мы прямо в стихотворении делаем пометки. Для этого в mimio-инструментах выбираем маркер или эллипс определенного цвета. Мы воспользовались прозрачными овалами с белым контуром.
Теперь мы можем переместить картинку, и за ней останутся только нужные нам слова, несколько измененные.
Чернеет лес, жемчужины дрожат.
Солнце раскрывает венчики.
Природой бережно спеленала, завернула цветок в зеленый лист.
Растет цветок.
Томится лес. Он отдал горькому цветку тоску, благоухание.
По этим словам легко сделать вывод, что лес живой. Таким образом, стихотворение «Ландыш» С. Я. Маршака — «это изображение природы, но воссоздание не ее облика, а ее жизни, то есть движения…изменений, взаимодействий» (Е. Эткинд). Еще одним подтверждением этой мысли является то, что, читая стихотворение, мы слышим звуки.
Какие звуки услышали вы в весеннем лесу? Музыка Вивальди поможет нам «услышать» весенний лес.
Лист №8. Фильм «Ландыши»
Детям предлагается посмотреть фильм, послушать музыку Вивальди и написать миниатюру «Ландыши — вестники весны» В зависимости от особенностей класса это можно сделать одновременно с фильмом и музыкой или после того, когда фильм закончится. Если детям удобнее работать в тишине, есть следующий лист в проекте. Кроме того, в слабом классе можно дать детям начало сочинения-миниатюры.
Загрузить: